История. Русское искусство петровской эпохи Летний дворец интерьеры

Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге построен в 1711–1712 гг. по проекту архитектора Доменико Трезини. К оформлению фасадов и интерьеров Летнего дворца были привлечены архитекторы и скульпторы из Западной Европы: Андреас Шлютер, Георг-Иоганн Маттарнови, Жан-Батист-Александр Леблон.

Летний дворец Петра I имеет счастливую судьбу: после кончины Петра дворец никогда не перестраивался, хотя были некоторые потери в оформлении интерьеров. До наших дней в неизменном виде сохранились планировка и внешний облик здания, живописные плафоны аллегорического содержания, сосновые шкафы для одежды, изразцовые печи и отделка стен расписными голландскими плитками, отделка деревянными панелями помещений первого этажа, внутренняя отделка Нижней и Верхней Поварен и Зеленого кабинета. Уникальный ветровой прибор в Кабинете Петра I по-прежнему показывает направление и силу ветра, а также время. На втором этаже стоит данцигский шкаф, в котором, по преданию, Петр I хранил свое белье и ботфорты.

Летний дворец ценен не только как один из ранних памятников архитектуры Санкт-Петербурга, но и как свидетельство вкусов, интересов, устремлений Петра I, которые отразились в особенностях архитектуры памятника.

Для устройства своей резиденции Петр I выбрал обжитую и выгодно расположенную мызу на мысе между Невой и Безымянным ериком (ныне река Фонтанка), где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) - небольшой домик с хозяйственным двором и садом. Первое время Петр мог использовать для проживания домик Конау, но, возможно, уже тогда для него построил собственный дом. Иван Матвеев (Угрюмов), который с 1705 по 1707 г. руководил всеми инженерно-строительными работами на бывшей шведской мызе. Именно эту постройку видел в 1710–1711 гг. автор «Описания Санкт-Петербурга и Кроншлота»: «Вплоть у речки, - пишет он, - царская резиденция, то есть небольшой домик в саду голландского фасада, пестро раскрашенный с золочеными оконными рамами и свинцовыми орнаментами».

По указанию Петра на месте его прежнего дома построили каменное здание по проекту архитектора Д. Трезини. 17 апреля 1712 г. Петр уже переехал жить в Летний дворец, а уже через год царскую резиденцию посетили «заморские» гости: «Третьего дня [июля] пришли сюда 6 кораблей торговых Голландских и Английских, из которых галиот да гукар (типы голландских судов XVIII в.) ко мне причалили, то есть к самым моим палатам….»

После смерти Петра I Летний дворец теряет значение царского жилища. Некоторое время здесь жили придворные служители. В царствование Елизаветы Петровны, дочери Петра, чтившей память об отце, «ветхости» чинят, и бывшую царскую резиденцию в перовой половине XIX века начинают употреблять как место для летнего проживания видных сановников того времени.

К 200-летию Санкт-Петербурга в Летнем дворце состоялась выставка памятников петровской эпохи. Из императорских дворцов, Эрмитажа, Государственного архива были доставлены портреты и гравюры, знамена, военные орудия, предметы мебели и прикладного искусства, книги, чертежи. Кровать Петра I из Александро-Невской лавры, представленная на выставке, и сейчас находится на экспозиции дворца.

После 1917 г. дворец сохранялся как исторический и архитектурный памятник, но еще не имел статуса музея. В 1925 г. дворец был передан в ведение историко-бытового отдела Государственного Русского музея, в нем устраивались выставки, не связанные с историческим прошлым дворца.

С 1934 г. Летний дворец Петра I становится самостоятельным музеем мемориально-исторического и художественного характера. На экспозиции музея можно увидеть одежду Петра I, мебель, картины и гравюры, предметы прикладного искусства петровского времени.

В годы Великой Отечественной войны Летний дворец пострадал от удара взрывной волны, но повреждения ликвидировали уже в 1946 г., а на следующий год дворец - музей открыли для посетителей. В 1960-е гг. во дворце проходила всесторонняя реставрация под руководством архитектора А. Э. Гессена.

С 2004 г. Летний дворец вошел в состав Государственного Русского музея. В 2015–2017 гг. во дворце осуществлена комплексная реставрация, которой предшествовала кропотливая работа историков и искусствоведов. В процессе реставрации во дворце восстановлена атмосфера царского жилища начала XVIII века.

Особо следует отметить реставрацию живописных плафонов в семи помещениях Летнего дворца, после чего потемневшая уникальная живопись была приближена к своему первоначальному цвету. Появилось ощущение воздуха и парения аллегорических фигур.

В Зеленом кабинете, где в специальных шкафах-витринах располагались петровские раритеты, положившим начало истории Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, была произведены очистка и укрепление уникальной настенной живописи по дереву начала XVIII в. Во дворце отреставрированы дубовые двери и ставни, а также в соответствии с историческими материалами обновлен паркетный пол и ткани на стенах. Оконные переплеты XIX в. были заменены.

Особое внимание было уделено знаменитому ветровому прибору (анемометру), который был заказан Петром I в Дрездене и в 1714 году установлен в Летнем дворце. Прибор объединяет три циферблата: один из них - часовой, другие два - указатели направления и скорости ветра. Стрелки правого и левого циферблатов соединены с флюгером, находящимся на крыше, посредством шахты, прорубленной в стене. Прибор является неотъемлемой частью Летнего дворца, его уникальнейшим раритетом. Ветровой прибор имеет резное обрамление, на котором представлены мифологические персонажи: повелитель ветров Эол, владыка морей Нептун и морские эмблемы - рули кораблей, весла, трезубцы и венчающая раму корона из ростров - носов кораблей.

Специалисты бережно подошли к реставрации Нижней и Верхних Поварен, отделанных расписными голландскими плитками. В Нижней Поварне представлена раковина из черного мрамора, которая является частью системы водоснабжения петровского времени. Под зданием дворца сохранился кирпичный сводчатый тоннель, который обеспечивал действие проточно-промывной канализации - первой в Санкт-Петербурге.

На крыше дворца засиял обновленный позолоченный флюгер.

До 1703 года здесь, близ Невы и Фонтанки, находилась усадьба шведского офицера Конау. Сразу после основания Санкт-Петербурга на этом месте расположилась летняя резиденция Петра I, которую стали называть Летним садом .

По версии историка К. В. Малиновского дом Конау был перенесён ближе к Неве для его переустройства под летнюю резиденцию царя . С осени 1706 по весну 1707 года этим занимался чертёжник артиллерийского приказа Иван Матвеевич Угрюмов. Смерть Угрюмова в 1707 году затормозила работы, что подтверждает доклад Кикина Петру I в феврале 1708 года: "В доме вашего величества делают ныне хоромы, которые велено перенести, и в предбудущем месяце будут готовы " [Цит. по: 3, с. 39]. 12 марта Кикин снова писал царю: "В доме вашем хоромы, которые перенесены в неделю хотя не все, однако поварня и другие будут готовы " [Цит. по: 3, с. 39, 40].

Рядом с Летним домом Петра I к тому времени уже был прорыт небольшой гаванец. Известно, что в 1706 году Угрюмов занимался его углублением . Таким образом, вода окружила здание с трёх сторон и подходила к самому крыльцу.

В январе 1711 года Пётр I распорядился перенести деревянное здание в другое место "близ Калинкина моста". На освободившейся площадке в мае начали сооружать фундамент для каменного Летнего дворца Петра I . Этот дом был построен на голландский манер, как любил Пётр I. Царь лично составил проект здания, после чего его скорректировал архитектор Доменико Трезини . Он стал одним из первых каменных жилых зданий Петербурга, наравне с Меншиковским дворцом , домом Головкина. Строительство Летнего дворца Петра I велось четыре года.

Фасад здания украшен 28 барельефами работы архитектора Андреаса Шлютера , на которых изображены события Северной войны. Над дверью - фигура Минервы (богиня мудрости) в окружении победных знамён и военных трофеев. Шлютер приехал в Россию в 1713 году и жил в Летнем дворце ещё до окончания его строительства.

На крыше Летнего дворца в 1714 году был укреплён флюгер, показывающий не только направление ветра, но и его силу. Флюгер механически был связан с устройством, которое показывал эти параметры на своеобразном табло внутри здания. Этот прибор был заказан Петром I в Дрездене у придворного механика. Флюгер украшала позолоченная фигура Георгия Победоносца.

В первом этаже Летнего дворца находились покои Петра, во втором - его жены Екатерины и детей. На первом этаже находилась приёмная царя. Здесь он принимал письменные просьбы и устные жалобы. Рядом с приёмной был обустроен карцер, куда Пётр лично запихивал провинившихся и потом сам же выпускал их. Из приёмной можно было попасть в большую комнату "Ассамблею". На втором этаже находилась приёмная императрицы, тронный зал и кухня с печью, в которой Екатерина I пекла своему супругу пироги.

Первая система канализации в Санкт-Петербурге появилась именно в Летнем дворце. Вода подавалась в дом насосами, уходила в Фонтанку. Работе проточной канализации способствовало то, что здание с трёх сторон омывалось водой, движущей силой было течение Фонтанки. После наводнения 1777 года Гаванец был засыпан, система канализации действовать перестала.

Подсобных помещений, кроме поварен, в Летнем дворце не было. Для них вдоль Фонтанки было построено другое здание, известное как "Людские покои". Именно в этих помещениях находились знаменитый Янтарный кабинет, анатомическая коллекция Рюйша, библиотека Петра I. Летний дворец с людскими покоями соединяла специальная галерея.

Пётр I жил в этом доме только с мая по октябрь. Потому дворец именуется Летним, имеет достаточно тонкие стены. Здесь 14 комнат, две поварни и два коридора. Высота потолков - всего 3,3 метра. Одной из любимых комнат в Летнем дворце у Петра I была токарная. Её хозяйством заведовал известный механик Андрей Нартов.

Летний дворец служил местом приёма Петром I посетителей с их письменными просьбами. Здесь же проводились государственные совещания министров под руководством императора. После одного из таких совещаний в вестибюле Летнего дворца было совершено покушение на Петра I одним из раскольников. После этого его единоверцам было повелено носить на одежде лоскут из красно-жёлтой ткани, дабы отличать их от других людей.

Летний дворец в виде царской резиденции просуществовал до середины XVIII века. Затем его стали приспосабливать для нужд чиновников. Соответствующие ремонтные работы вносили изменения в облик исторического здания. В 1815 году здесь жил военный министр князь Горчаков, в следующем году - министр юстиции князь Лобанов-Ростовский, в 1822 - военный генерал, губернатор граф Милорадович, после него - министр финансов Канкрин .

При петербургском наводнении 1824 года Летний дворец затопило до середины окон первого этажа. Об этом событии напоминает старинная бронзовая доска, демонстрирующая уровень подъёма воды.

С 1934 года в Летнем дворце работает историко-бытовой музей.

Д. Трезини. Летний дворец Петра I. 1710–1712

Летний дворец Петра I расположен у слияния Большой Невы и Фонтанки. В начале XVIII в. был окружен водой с трех сторон, так как имел еще маленькую гавань («гаванец») для небольших судов со стороны южного фасада. Двухэтажное кирпичное здание с четырехскатной железной крышей увенчано медным флюгером в виде Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. По углам крыши – водостоки в виде крылатых драконов, сделанные из прорезного железа. Отделочные работы, в которых принимали участие А. Шлютер (до 1714 г.). Г. И. Маттарнови, И. Ф. Браунштейн и другие, продолжались до середины 1720-х гг.

Вход обрамлен порталом из черного мрамора, над которым – барельеф, изображающий Минерву с военными трофеями. Основным украшением фасадов дворца Петра I являются 28 барельефов, исполненных в редкой технике ручной намазки, расположенные в рамках между окнами первого и второго этажей.Тема изображений – прославление морской силы России. Как и любое жилье, отвечающее вкусам Петра I, его дворец невелик: 26,5 х 15,5 м; высота двух этажей – 8,1 м; высота до конька крыши – 13,3 м; высота комнат – 3,3 м. Планировка обоих этажей одинаковая. Первый этаж занимал сам Петр I, второй – его жена Екатерина. Дворец предназначался только для летнего жительства (с мая по октябрь), поэтому в нем тонкие стены и одинарные рамы. Во дворце всего 14 комнат, две поварни, два внутренних коридора. Расположение комнат – анфиладное, а служебные помещения сообщаются с внутренним коридором.

«Август. В 18 день в Петербурге на Летнем дворе его величества почали бить сваи под каменное здание» . Походный журнал 1710 г.

В интерьерах дворца использованы новые для России декоративные приемы – отделка изразцовыми панелями, деревянные облицовки с элементами ордерной системы, резные панно, монументельно-декоративная сюжетная и орнаментальная живопись, лепка. Семь комнат Летнего дворца сохранили на потолках плафоны с многофигурными композициями, исполненными Г. Гзелем и его русскими учениками в технике масляной живописи, ранее почти неизвестной в России.

Зеленый кабинет дворца интересен как редкий дошедший до нас ансамбль отделки парадного помещения, дающий представление о стиле «петровского барокко» в интерьере: в кабинете выполнена отделка стен деревом, окрашенным в светлый зеленый цвет, и живописными вставками, панно, десюдепортами. Роспись по дереву исполнена маслом в технике гризайль. Известно, что в эти годы во дворце работали художники Г. Адольский, О. Кулагин, М. Воровский, А. Захаров, резчик И. Петров. В деревянную обшивку стены встроены остекленные шкафы для коллекции раритетов, положившей начало музейному собирательству в России.

Санкт-Петербург похож на резную шкатулку из бирюзы и самоцветов. Резные-расписные её стенки – барельефы с сотней-другой старых сказок и полузабытых историй. Крышка – купола церквей и высокие шпили, увенчанные флюгерами и крестами. Днище – фундаменты старых зданий, которые ещё помнят дыхание своих создателей, высокие своды и мощные балки, которые продолжают торжественно удерживать вес в несколько столетий. И стоит распахнуть шкатулку, а внутри окажется эклектика стилей и поразительные сочетания – изящества, силы и власти, которые расцветают новыми красками с наступлением каждого века.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 июня:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Летний дворец Петра Великого сложно назвать красивейшим дворцовым комплексом Северной столицы – это здание выглядит несколько скромно или даже бледно на фоне прочих гигантов – настоящей поэзии в камне, однако, именно этот дворец является частью Русского музея, представляя собой резиденцию, где большую часть своего времени, не занятого разъездами или же военными походами, проводил великий монарх. А значит, именно сюда стоит заглянуть, если возникает желание понять, чем именно и как жил этот человек.

Летний дворец изначально возводился именно как императорская резиденция, появившись на карте Санкт-Петербурга едва ли не с самим основанием города. Главные заботы по его внешнему виду и оформлению легли на плечи именитого мастера своего дела – Доменико Трезини, по чьему проекту и был впоследствии возведён небольшой двухэтажный особняк в ритме барокко. Стоит отметить, что, несмотря на то что формально архитектором является всё же Трезини, первый план будущего особняка разрабатывался лично монархом, а лишь затем эти чертежи корректировались и несколько перерабатывались в творческой манере. Расположение резиденции также выбирал лично Петр Великий – между Фонтанкой и Невой.

Некоторые находят оформление Летнего дворца несколько скудным – его стены украшают всего двадцать восемь барельефов, которые, как и следовало ожидать, оказались очередной вариацией на тему увековечения победы над шведами в блистательной для России Северной войне, а планировка комнат одинакова для обоих этажей, но эта простота здания с лихвой окупается сложностью лаконичности устройства Летнего сада, который задумывался как подражание Версальскому. Примечательно, что подражание вышло более чем полным – и сегодня Летний сад продолжает считаться одним из наиболее утончённых образцов ландшафтного искусства.

Экспозиция

Летняя резиденция монарха является довольно интересным местом для посещения не только с позиций углубления в жизнь самого императора, но и с точки зрения наблюдений за теми новшествами, которые этот энергичный человек решил перенять у своих более уверенных в технических вопросах соседей. Так, необычный по своей форме флюгер, который представляет собой фигуру Георгия Победоносца, привычным жестом поражающего змия, является работой одного механика, с которым Петр Великий познакомился в Дрездене.

Необычность этого механизма заключалась в том, что главная его составляющая располагается как раз таки под крышей особняка и представляет собой сложную для того времени панель, по которой можно было отследить не только направление, но и силу ветра. Ещё одной своеобразной детальною Летнего дворца является наличие канализации, которая была первым образцом сооружений этой направленности во всём городе.

Сегодня посещение Летнего дворца включает в себя не только возможность лично взглянуть на кабинет монарха, его гардеробную, личные комнаты и мастерские, но и также посетить ещё одно довольно примечательно здание, которое называют Людскими покоями. В чём же ценность этих помещений? Именно здесь когда-то находилась так варварски украденная Янтарная комната, а также ряд коллекций, которые пополнялись по личным инициативам Петра Великого. Так, именно здесь хранилась та самая коллекция Рюйша, голландского анатома, который вызывал у русского монарха неподдельный интерес и восхищение результатами своей работы. Сегодня с этой коллекцией можно ознакомиться в ходе визита в Кунтскамеру, так как она стала одной из первых составляющих будущего Музея странностей.

Самые интересные достопримечательности Санкт-Петербурга в нашей статье.

Время работы и стоимость билетов

Посещение дворцового комплекса обычно начинается в десять часов утра и завершается 18:00. Кассы же закрываются часом ранее. Довольно нетипичен выбор выходного дня – это вторник. Существуют различия в стоимости билетов для граждан собственно России и некоторых стран СНГ, для иностранных граждан. Первые в общем случае потратят на билеты не больше ста рублей, разумеется, если они не входят в льготные категории, вторые же должны будут заплатить до трёхсот рублей за входной билет.

Существующий ныне Зимний дворец в Санкт-Петербурге – шестой по счету. года была основана Петропавловская крепость, под защитой которой начала возводиться новая столица Российской империи – город Санкт-Петербург. Осенью 1704 года на левом берегу Невы была заложена кораблестроительная верфь – Адмиралтейство. Вокруг него возникли слободы, заселенные кораблестроителями и моряками.

В одной из таких слобод в начале 1710-х годов был построен Зимний дом Петра I, рядом с которым позднее была прорыта Зимняя канавка.

Первый Зимний дворец представлял небольшое двухэтажное здание, крытое высокой черепичной крышей. Он был весьма скромно украшен – пилястры на углах, прямоугольные наличники на окнах, центральный портал. С двух сторон к нему примыкали низкие служебные флигеля.

К 1721 году по проекту архитектора И.С.Маттарнови был возведен Второй Зимний дворец, выходивший фасадами на Неву и Зимнюю канавку. Он был больше Первого Зимнего дворца имел высокую покатую крышу, подчеркнутый центр и украшенный пилястрами скромный фасад. Вскоре Доменико Трезини (ок. 1670-1734) начинает возводить третий по счету Зимний дворец. Второй дворец он включил в новый в качестве западного крыла. Новое здание выделялось нарядным оформлением центра.

Следующие Зимние дворцы строились ближе к Адмиралтейству, там, где прежде стояли дворец генерал-адмирала Апраксина, дом Кикина, палаты Рагузинского и Ягужинского. В 1783-89 годах итальянский архитектор Джакомо Кваренги по указу императрицы Екатерины II на месте Третьего Зимнего дворца начинает возводить Эрмитажный театр. В качестве несущих конструкций он использовал цокольный и первый этажи бывшей царской резиденции. Позднее император Николай I безуспешно пытался найти ее следы. Казалось, дворец исчез навсегда…

Открытие Зимнего дворца Петра I

В ходе археологических и реставрационных работ 1976-1986 годов были получены поистине сенсационные результаты. Исследователи обнаружили шесть помещений центрального здания петровского дворца, фрагменты бывшего парадного двора, обходных галерей и несколько комнат жилого корпуса.

Фрагмент парадного двора, обходных галерей и «Малых палаток» Третьего Зимнего дворца. Фото из Википедии

Помещения и интерьеры восстановленного Зимнего дворца Петра I

Парадный двор Зимнего дворца Петра I расположен под сценой Эрмитажного театра. Сохранились пять арок фасада. Три правые арки принадлежали центральному ризалиту Третьего Зимнего дворца. В петровское время над ними находился Кавалерский зал , где зимой 1725 года проходила церемония прощания с российским императором.

В 1725-26 годах к ризалиту были пристроены двухэтажные галереи, две из которых сохранились на уровне первого этажа.

Как показали археологические исследования, первоначально двор был выложен кирпичом «в елочку». В середине XVIII века он был вымощен булыжником.

Археологов и реставраторов ждали поистине фантастические открытия. Частично сохранились так называемые «Малые палатки» — жилые помещения императора Петра I, возведенные по проекту архитектора И.Г. Маттарнови в 1716-1719 гг. Двухэтажный жилой флигель входил в состав Третьего Зимнего дворца и соединялся переходом с «Набережными палатами» .

В 1719 г. была прорыта Зимняя канавка . Вдоль нее перед палатами разбили партерный садик с фонтаном и устроили гавань. Петр I не любил жить в просторных помещениях с высокими потолками. Площадь жилых комнат составляет 16-21 кв. м, высота потолков первого этажа – 3,8 м, второго – 3 м.

«Малые палатки» были крыты красной черепичной крышей, фасад окрашен в серый цвет. В 1726-27 гг., когда проводились работы по расширению дворца, «Малые палатки» не затронули, т.к. Екатерина I хотела сохранить свои покои и покои Петра I нетронутыми. При строительстве Эрмитажного театра второй этаж, где располагались покои императрицы, был разобран, а стены первого этажа, где располагались петровские покои, стали несущими конструкциями. Пять из семи покоев императора сохранили свою планировку.

В ходе реставрационных работ 1989-1992 гг. восстановлены интерьеры Токарни, Конторки, Столовой, Чулана истопника и Сеней . Были воссозданы изразцовые печи и камины, окна с дубовыми наличниками, стенные панели и паркеты, первначальная окраска фасадов серой известью. Две остальные комнаты оказались перерезаны стеной театра.

Обращает на себя внимание высота конторки. К сожалению, на фотографии это впечатление скрадывается, а когда видишь ее наяву, понимаешь, какого огромного роста был Петр Великий.

В одном из восстановленных помещений висят портреты членов императорской фамилии. На фотографии ниже представлены портреты царевича Алексея (1690-1718), сына Петра Первого от Евдокии Лопухиной, его супруги Шарлотты Софии Христины Брауншвейг-Вольфенбюттельской (1694-1715), Петра II (1715-1730), старшей дочери Петра I и Екатерины I Анны Петровны (1708-1728), Екатерины I (1684-1727), супруги Петра I.

На стене одного из залов можно увидеть старинную гравюру церемонии прощания с Петром I. Император скончался 28 января (8 февраля) 1725 г., был погребен 10 марта 1725 г.

В одном из залов — «восковая персона» Петра I . Она была создана Б.К.Растрелли по желанию императрицы Екатерины I. На третий день после смерти Петра были сняты гипсовые слепки с открытых частей тела и затем из смеси чистого пчелиного воска, смолы хвойных деревьев и мела были отлиты формы. Фигура вырезана из дерева, суставы рук и ног сделаны на шарнирах, чтобы можно было изменять их положение. Парик сделан из собственных волос царя, состриженных в 1722 г. во время Персидского похода. Работа над «восковой персоной» была закончена в июле 1725 года.

«Восковая персона» Петра I

После смерти Екатерины I в Зимнем дворце жили и работали придворные живописцы, скульпторы, мастера. В 1738 году по указу открылась первая в России «музыкальная школа», где 12 русских мальчиков и девочек под руководством итальянского танцмейстера обучались танцевальному искусству.

В 1749 году императрица Елизавета Петровна передала дворец под квартиры ветеранам первой гвардейской роты Лейб-гвардии Преображенского полка в знак благодарности за услуги, оказанные ей во время дворцового переворота 1741 года. Петровский дворец с этого времени стали называть Лейб-кампанским корпусом. В 1762 г. указом Екатерины II «лейб-компания» была упразднена, здание было передано дворцовым служителям и итальянской труппе. В 1766 г. оно перешло в ведение Дирекции Императорских театров. В 1783-87 гг. Джакомо Кваренги возвел на этом месте Эрмитажный театр.

Старинные рисунки, представленные в экспозиции музея, дают представление о том, как выглядел Третий Зимний дворец Петра I:

Информация для посетителей

  • Адрес : Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 32
  • Режим работы: вторник — суббота 10.30 — 17.00, воскресенье 10.30 — 16.00, выходной день — понедельник. Кассы закрываются за час до окончания работы музея.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.