Береговой трамвай - самый длинный маршрут в мире. Самые необычные трамвайные маршруты Самые длинные трамвайные пути в мире

Московский монорельс.

Несмотря на то, что первый рельсовый эстакадный транспорт появился в России еще в XIX веке, попытки превратить его в полноценный вид общественного транспорта увенчались успехом только в начале века XXI. 20 ноября 2004 года в свой путь над Москвой отправился первый состав. Впрочем, до 2008 года монорельс рассматривался скорее как своеобразный аттракцион. Ходили составы с 10:00 до 16:00 с интервалом в полчаса, стоимость проезда составляла 50 рублей, и только с 10 января 2008 года монорельс стал полноправным элементом транспортной системы российской столицы. В настоящее время московский монорельс представляет собой линию протяженностью 4,7 километра, связывающую улицу Сергея Эйзенштейна с платформой Тимирязевской через ВДНХ и Останкино. Поскольку дорогой управляет московский метрополитен, то и система оплаты проезда на нем аналогична московскому метро.



Круиз на паровозе. Кругобайкальская железная дорога.

Вдоль западного берега озера Байкал проходит железная дорога «Слюдянка – Байкал» протяженностью 89 километров. Когда-то она была частью Транссибирской магистрали, однако со вводом в эксплуатацию участка на другом берегу дорога пришла в запустение. Сейчас она используется для связи с большой землей жителей прибрежных поселков, а также в качестве туристического маршрута. Многочисленные мосты и тоннели вкупе с живописными пейзажами Прибайкалья привлекают внимание любителей экзотического отдыха. К их услугам одна из туристических фирм предоставляет ретро-поезд «Байкальский круиз». Из Иркутска состав доставляется электровозом на станцию Слюдянка, откуда, ведомый уже локомотивом на паровой тяге, он идет до поселка Байкал и обратно. Длится поездка два дня.



Метротрам. Волгоградский скоростной трамвай.

Открытая в 1984 году линия Волгоградского скоростного трамвая сегодня является одной из достопримечательностей города-героя наряду с Мамаевым Курганом или Старой Сарептой. Все потому, что часть линии проходит под землей и подземные остановки выглядят как самые настоящие станции метро. Только вот платформы не возвышаются над путями, а вместо электричек ездят такие же трамваи, как и наверху. Схожесть с метрополитеном закрепила за транспортом название «метротрам», хотя до 2011 года было всего две подземных станций и одна эстакадная. Теперь же под землей располагается пять станций, однако участок «Профсоюзная – ТЮЗ – Ельшанка» обслуживают только новые сочлененные ЛВС-2009, у которых кабины расположены с двух сторон. Привычные же «Татра Т-3» туда не заезжают из-за отсутствия разворотного кольца, по-прежнему сворачивая с эстакады на «Пионерской» на площадь Чекистов. К чемпионату мира-2018 года планируется запустить новую линию скоростного трамвая.



Транспорт гидроэнергетиков. Черемушкинский трамвай.

Возле Саяно-Шушенской ГЭС расположился поселок с названием Черемушки. Живут здесь в основном гидроэнергетики, эту самую ГЭС обслуживающие. А основным способом добраться на работу является трамвай, за 15 минут проходящий весь маршрут. Уникальность черемушкинского трамвая не только в том, что часть маршрута проходит по бывшему дну Енисея, но и в том, что он стал последней трамвайной системой, построенной в нашей стране. Всего через семь месяцев после открытия маршрута распался СССР, а на современном этапе истории пока ни один город трамваем не обзавелся.



Трамвай курортника. Село Молочное.

Если черемушкинский трамвай предназначен для доставки на работу тружеников, то его «родственник» из села Молочного, что под крымской Евпаторией, возит отдыхающих. Учредить свой собственный трамвай в 1989 году решила администрация санатория «Береговой», который, несмотря на название, расположен в полутора километрах от черноморского пляжа. Именно отдыхающие являются главными пассажирами трамвая и могут пользоваться им бесплатно. Но и любой желающий, купив билет у кондуктора, сможет прокатиться до черноморского побережья. С присоединением Крыма к России трамвайная линия села Молочного протяженностью всего полтора километра стала самой короткой в России.



Трамвай из леса. Волчанск.

Завершаем небольшую серию трамвайных очерков повествованием о трамвае города Волчанска, расположенного на северо-западе Свердловской области. Распространено мнение, что Волчанск – самый маленький в мире город, имеющий собственный трамвай. Городские власти в 2009 году даже хотели засвидетельствовать этот факт в книге рекордов Гиннеса, но в Германии отыскался Бад-Шандау, который, несмотря на население меньше трех тысяч человек, имеет статус города и обладает собственной трамвайной системой. Однако и без того волчанский трамвай уникален. Дело в том, что Волчанск состоит из двух частей: Волчанки и Лесной Волчанки, разделенных заросшими лугами и тайгой, через которые и едет трамвай. Несколько десятилетий назад существовала междугородняя трамвайная линия между Волчанском и соседним Карпинском, в котором также был свой трамвай, однако в далеком 1965 году ее разобрали, чтобы пропустить шагающий экскаватор, да так обратно и не собрали. А в 1994 году Карпинск отказался от трамвая. В Волчанске же, несмотря на конкуренцию в виде автобуса, трамвай по-прежнему ходит.



Узкоколейная дорога жизни. Алапаевская УЖД.

К северу от Алапаевска расположены несколько деревень, добраться до которых можно одним-единственным способом – по железной дороге с шириной колеи 750 миллиметров и протяженностью 270 километров, что делает дорогу длиннейшей узкоколейкой на территории России. Построил этот транспортный и исторический памятник в конце XIX века А. Ю. Иллеро, алапаевский промышленник французского происхождения, для производственных нужд. В XX веке предназначение дороги изменилось: вместо металлургов она стала обслуживать лесозаготовителей, а также жителей окрестных деревень. В середине прошлого столетия алапаевская узкоколейка представляла собой разветвленную сеть железных дорог, а до наших дней дошла только основная линия Алапаевск – Калач с небольшими ответвлениями. Впрочем, чтобы добраться до крайней точки пути, путешественнику придется сделать пересадку в Санкино, куда поезда из Алапаевска, имеющие в своем составе общие и плацкартные вагоны, ходят четыре раза в неделю. От Санкино до Калача трижды в неделю ходит состав из тепловоза и одного общего вагона. За Калачом дорога немного продолжается и обрывается на местном кладбище. Такой конец железнодорожного пути часто воспринимается как тревожный символ скорой «смерти» узкоколейки, однако, несмотря на постоянную угрозу закрытия, дорога, являющаяся для жителей Калача и других деревень единственным средством связи с цивилизацией, продолжает работать.



Крымский троллейбус.

С присоединением Крыма Россия получила не только самый короткий трамвайный маршрут (см. выше), но и самый длинный троллейбусный. Дело в том, что троллейбусные системы Симферополя, Ялты и Алушты соединены между собой междугородними маршрутами. В 2014 году были восстановлены закрытые в 1998 году маршруты «Аэропорт Симферополь – Алушта» и «Аэропорт Симферополь – Ялта». Теперь, чтобы доехать от аэропорта Симферополя до южного побережья, туристу достаточно сесть в троллейбус и проехать более 90 километров по горным трассам.



Полет над Волгой. Нижегородская канатная дорога.

Нижний Новгород и расположенный на другом берегу Волги город Бор связывают не только железная дорога и шоссе, но и подвесная дорога. Ежегодно дорога над Волгой, гребным каналом и прибрежной зоной используется тысячами пассажиров, направляющимися из Бора в областной центр на работу и учебу. Трехкилометровый участок пути с перепадом высот 62 метра восьмиместные кабинки преодолевают за 15 минут, что существенно экономит время. Правда, утром и вечером гораздо больше времени уходит на ожидание своей очереди на посадку. Несмотря на достаточно высокую стоимость проезда (по состоянию на 2014 год одна поездка обходится в 75 рублей), транспорт популярен среди учащихся, которым предоставляются льготные проездные.



Фуникулер «советского Сан-Франциско». Владивосток.

Говорят, что построить во Владивостоке фуникулер решил Никита Сергеевич Хрущев: после возвращения из Америки он решил превратить столицу Приморья в «советский Сан-Франциско», одним из символов которого является канатный трамвай. Расположить фуникулерную линию решили на склоне сопки Орлиной, обращенной к бухте Золотой Рог, и в 1962 году между улицами Суханова и Пушкина появился 183-метровый рельсовый путь, по которому стали курсировать два вагончика. Вдоль линии по склону горы в 1957 году проложили лестницу для ходьбы во время ремонта или профилактики фуникулера. Местные жители называют ее «лестницей здоровья». Значительную часть пассажиров составляют студенты ДВФУ, чьи учебные корпуса находятся рядом с обеими остановками фуникулера.



P. S. Свет в конце пещеры. Новоафонская железная дорога.

Завершает наш топ Новоафонская пещерная железная дорога, расположенная в Абхазии.

В 1961 году в Новом Афоне в недрах Иверской горы была обнаружена одна из крупнейших пещер Абхазии. Спустя 14 лет ее решили сделать открытой для туристов, а для их удобства проложили железную дорогу, многими сравниваемую с метро. От традиционной «подземки» новоафонскую отличают только узкая колея и отсутствие второго пути. Протяженность дороги составляет 1,3 километра, имеются три станции. Составы из шести вагонов проходят весь путь за пять минут. Курсируют поезда с мая по ноябрь, а также в рождественские праздники.

Многие линии общественного в Москве могут удивить своей историей и красотой маршрутов. Сегодня мы расскажем вам про трамвайные маршруты.

Самый популярный маршрут

Трамвай № А «Аннушка»

Маршрут: Калужская площадь — метро «Чистые пруды».

Это самый известный маршрут трамвая в Москве, запущенный в 1911 году и ласково прозванный москвичами «Аннушкой». Маршрут трамвая пролегал по Бульварному кольцу «А», про которое в свое время писал Паустовский: «Линия была нарядная, театральная и магазинная, и пассажир был иной — интеллигентный и чиновный». Вся красота златоглавой проносилась перед глазами пассажиров «Аннушки». В 1936 году «кольцо А» разомкнули, и путь трамвая изменился навсегда, а в 1991 году ликвидировали и вовсе. На празднование 850-летия Москвы в 1997 году трамвайный маршрут, ставший настоящим символом столицы, был восстановлен.

Самый старинный маршрут

Трамвай № 27

Маршрут: метро «Войковская» — метро «Дмитровская»

Самый старый сохранившийся, пусть и частично, трамвайный маршрут находится на севере Москвы. Его возраст — целых 113 лет. Он начинался как маршрут городской конно-железной городской дороги (конки). Ее эксплуатация была невыгодна. По вечерам лошадей и вагоны приходилось отправлять в депо за восемь километров. В дождливую погоду лошади застревали среди полей в грязи, а вагоны конки были холодными. И уже в 1891 году конку было решено заменить на паровой трамвай.

Самый первый электрический маршрут

Трамвай № 6

Маршрут: Братцево — метро «Сокол».

Именно по трамвайному маршруту № 6 пустили первый электрический трамвай в 1899 году. На торжественное открытие съехался весь город. Первый блестящий вагон, украшенный лентами и флажками, выехал по маршруту, проходившему от любимого городанами Петровского парка к Савеловскому вокзалу. Уже через 12 лет в столице не останется ни одной конно-железной дороги, все линии будут электрифицированы. Маршрут много раз менялся, полностью отменялся и вводился снова. Более-менее близкий к нынешнему состоянию путь следования трамвай № 6 получил в 1944 году.

Маршрут с оборотом в тупике

Трамвай № 9

Маршрут: МИИТ — метро «Белорусская».

На этом маршруте работают двусторонние поезда, которые состоят из двух сцепленных вагонов с пятью дверьми на каждой стороне. Он был запущен в 2012 году. И именно из-за большого количества людей и машин в центре, застройки трамвайного кольца офисами пришлось использовать челночную систему «тяни-толкай», по которой вагоны, как в метро, не разворачиваются, а едут взад-вперед, так как в качестве конечной используется оборотный тупик.

Самый туристический маршрут

Трамвай № 39

Маршрут: Чистые пруды — метро «Университет».

Это одна из самых красивых трамвайных линий, поэтому ее и прозвали туристической. Маршрут не менялся с момента его открытия в 1963 году. Проезжая по этому маршруту можно увидеть очень много достопримечательностей Москвы — старинные усадьбы и домики, Донской и Свято-Данилов монастыри, Ломоносовский и Ленинский проспекты с их сталинскими постройками. А на конечной можно пешком может дойти до МГУ.

Самый инновационный маршрут

Трамвай № 17

Маршрут: Останкино — Медведково

Этот маршрут из Останкино в Медведково проходит по изолированному от автомобилей полотну и имеет самый большой пассажиропоток в столице. Поэтому власти всячески стараются улучшить условия его работы. Там сделала изоляция полотна от автомобильного транспорта, применена новая технология скрепления рельс и шпал, платформы для посадки и ступенька трамвая сделаны на одном уровне. Планируется, что именно на этом маршруте будет применена современная система управления движением, когда вагоны будут управлять светофорами, обеспечивая себе «зеленую волну».

Единственный кольцевой маршрут

Трамвай № 4

Маршрут: метро «Сокольники» — метро «Бульвар Рокоссовского».

Единственный кольцевой маршрут в Москве примечателен еще и тем, что имеет два названия: 4л и 4пр, что объясняется стороной движения трамваев по кольцу. Протяженность маршрута чуть более 12 километров. От Сокольнической заставы до Ростокинского проезда это единственный маршрут трамвая, и часть пути он идет через парк. Говорят, тут можно испытать ощущение сказки — в окна стучатся ветки деревьев и проникает настоящий лесной аромат.

Маршруты будущего

Самые быстрые трамваи городские власти планируют запустить в 2017 году. Это будут новые линии со скоростным движением от метро «Пражская» в районы Бирюлёво Западное и Бирюлёво Восточное, а также вдоль шоссе Энтузиастов до района Ивановское. Они будут построены по самым современным стандартам, с использованием новейших конструкций трамвайного пути. Средняя маршрутная скорость движения по этим линиям составит 30 км/ч.

Чуть больше месяца как в Петербурге начал курсировать ночной ретро-трамвай. Пока, лишь эксперементальный, однако власти утверждают, что маршрут станет регулярным.
«Собака.ru» изучил действующие пути следования городских трамваев и выяснил, как устроить себе экскурсию за 25 рублей. Интересные трамвайные маршруты - самый короткий, самый длинный, исторически важный, единственный загородный и самый живописный.

№3. Площадь Репина - Сенная площадь

(Площадь Репина - Лоцманская улица (обратно: проспект Римского-Корсакова) - набережная реки Фонтанки - Садовая улица - площадь Тургенева - Садовая улица - Сенная площадь)

3-й маршрут - самый короткий в городе. Его путь состоит из семи остановок, и 2,5 километра путей. Тройка появилась еще в 1907 году и двигалась от Балтийского вокзала до Новой Деревни. Со временем длина пути сокращалась, да и сам маршрут закрывали четыре раза. В марте 2013-го он появился снова, связав площадь Репина и станцию метро Сенная площадь. Сегодня на путях работают новые челночные трамваи с двумя кабинами, способные разгоняться до 80 км/ч.

№9. Ж/Д станция Ручьи - метро «Удельная»

(Проспект Науки - Тихорецкий проспект - проспект Культуры - проспект Луначарского - проспект Энгельса - Енотаевская улица)

Еще один исторический маршрут. Он также действует с 1907 года, в этом году была открыта первая в Петербурге трамвайная полоса. На маршруте движение приостанавливалось лишь в 1941 году, когда во всем городе прервалась подача электроэнергии. В 1950 году его маршрут возобновили с некоторыми изменениями и увеличением длины путей. Попасть на исторический маршрут легко: сегодня девятый трамвай ходит с интервалом в 10-15 минут.

№100. Придорожная аллея - Ж/Д станция Ручьи

(Придорожная аллея - проспект Энгельса - проспект Просвещения - улица Руставели)

В 2007 году, в честь столетия со дня открытия сухопутного электрического трамвая в Петербурге, был запущен 100-й трамвай. Вернее, в сотый переименовали 57-й маршрут. Но изменения коснулись не только номера: по путям пустили первый скоростной трамвай. От станции «Придорожная аллея» до проспекта Луначарского была организована «зеленая волна» (синхронизация светофоров для безостановочного движения), а пути реконструированы. Сегодня маршрут продлен до станции «Ручьи» и работает в обычном режиме. Что касается 57-го трамвая - его маршрут появился снова в 2009 году, работает и сегодня.

№36. Оборонная улица - поселок Стрельна

(Улица Трефолева - улица Маршала Говорова - улица Новостроек - Кронштадтская улица - проспект Стачек - Петергофское шоссе - Санкт-петербургское шоссе)

Единственным трамваем, который следует в пригород сегодня остается 36-й. Его маршрут проходит по бывшей 66-километровой Ораниенбургской электролинии, которая, по сути, является первой линией пригородных поездов в Петербурге. Изначально 36-й соединял завод имени Ломоносова с Петергофской площадью, а в 2006 году получил свой окончательный вид: почти 20 километров путей, которые начинаются на Оборонной улице и заканчиваются на станции «Стрельна».

№77. Проспект Солидарности - улица Коммуны

(Проспект Солидарности - улица Дыбенко - Дальневосточный проспект - Новочеркасский проспект - Якорная улица - Среднеохтинский проспект - Большая Пороховская улица - Ириновский проспект)

Cамый длинный маршрут, длится 23 километра. Маршрут проходит вдоль Невы через два моста: Володарский и Александра Невского. Начинается на станции «проспект Солидарности» и заканчивается кольцом улицы Комунны.

Текст: Евгений Строков

Занимательные факты о трамваях мира.

С амые старые трамвайные вагоны (1893 года), всё ещё используемые в нормальной эксплуатации — вагоны № 1 и 2 трамвая острова Мэн. Работают они на загородной линии Douglas en Ramsey длиной в 28,5 км.

С амую длинную поездку на трамвае можно совершить в Германии, проехав из Крефельда, вернее, его пригорода, в Виттен. Протяжённость поездки составит 105,5 км, на преодоление этого расстояния уйдёт примерно пять с половиной часов, при этом придётся восемь раз совершать пересадку.

С амый длинный трамвайный маршрут без пересадок — Береговой трамвай в Бельгии. На этой линии в 67 км имеется 60 остановок. Также существует линия из Фройденштадта в Эринген через Карлсруэ и Хайльбронн протяжённостью 185 км.

С амая крупная трамвайная сеть в мире находится в австралийском Мельбурне.

С амая северная трамвайная система в мире расположена в Тронхейме.

С амая южная трамвайная система в мире расположена в Крайстчерче (43° ю.ш.).

С амая восточная трамвайная система в мире расположена в Окленде

С амая западная трамвайная система в мире расположена в Порттленде.

С амые крутые уклоны, преодолеваемые трамвайными вагонами самостоятельно, без посторонней помощи (классическая адгезионная система, сцепление стальное колесо — стальной рельс, вагон движется только при помощи собственных двигателей) находятся в Лиссабоне

С амый крутой уклон, преодолеваемый трамвайным вагоном с посторонней помощью в виде фуникулёрной тяги находится в Триесте. 800-метровый участок линии с перепадом высоты 158 метров. Трамвайные вагоны для спуска и подъёма пристыковываются к специальному вагону фуникулёра и опираются на него во время движения.

Занимательные факты о трамваях бывшего СССР и России.

С амая протяжённая трамвайная сеть расположена в Санкт-Петербурге. Её общая протяжённость составляет 440 км, имеется 42 маршрута. Самый длинный маршрут — 36-й, около 25 км. Прежде рекордсменом по протяжённости трамвайной сети была Вена. Трамвайная сеть Санкт-Петербурга занимает 4-е место в мире по протяженности трамвайных путей.

С амая наименьшая трамвайная система на территории бывшего СССР - трамвай посёлка Молочное.

С амый маленький город России, в котором есть трамвайное движение, — Волчанск Свердловской области России.

С амым северным трамваем в мире был архангельский (вплоть до своего закрытия в 2004 году).

С амые длинные в России (и самые длинные в мире из числа внутригородских) маршруты — встречные кольцевые маршруты в Казани, имеющие протяжённость 32 км, 46 остановок, время проезда 2 часа 10 минут.

С амые крупные города России и Европы, где нет трамвайных систем -Воронеж, Тольятти и Тюмень, а на территории бывшего СССР - Баку, Тбилиси, Ереван.

С амый крутой уклон на трамвайной линии в России находится в Усть-Катаве. По этому уклону в процессе испытаний проезжают все трамвайные вагоны, выпускаемые Усть-Катавским заводом.

С амыми старыми трамваями в регулярной пассажирской эксплуатации на всей территории бывшего СССР были евпаторские вагоны Gotha T57 и Gotha B57 (1957 года выпуска).

С тарейший линейный трамвайный вагон России работает в Ижевске — это Tatra 3SU № 2213 1968 года выпуска.

С амые сложные в мире трамвайные перекрёстки на все 6 (точнее, 12) направлений находились в Санкт-Петербурге на Васильевском острове (демонтирован в начале 2000-х гг.) и в Казани на углу улиц Татарстан/Тукая (частично демонтирован в 2011 г.).

С амые новые трамвайные системы России и СНГ - Черемушкинский (1991) и Молочненский (1989) трамваи, Старооскольский (1981), Мозырский (1988) и Усть-Илимский (1988) скоростные трамваи.

С еть Житомирского трамвая на протяжении XX века постоянно сокращалась и уже более 40 лет работает как единственная сохранившаяся линия, не имеющая маршрутного номера.

А знаете ли Вы, что…

А страханский трамвай был открыт 24 июня 1900, раньше, чем в Астрахань пришла железная дорога.

Б лиже всех к Северному полюсу находится трамвайная линия в Усть-Илимске протяженностью 16 километров. С 1991 года по ней ходит самый северный в мире трамвай. Трамвайная линия соединяет город с лесным комплексом.

В 1872 году была построена первая линия конки в Москве.

В Европе прототипом первого трамвая стала машина, которая была создана немецким инженером Эрнстом Вернером Фон Сименсом. В 1879 году машина была использована на Германской промышленной выставке, которая проходила в Берлине.

В России конка появилась в Петербурге в 1860 году, сначала как грузовая, связавшая 17-ю линию Васильевской: острова со складами биржи.

В 1866 году начали действовать три пассажирские линии — Невская, Адмиралтейская и Садовая.

В начале 1880-х годов конка была в Одессе, Харькове, Тифлисе, Риге и Ростове-на-Дону.

В 1883 году впервые электропитание трамвая было осуществлено через воздушный контактный провод, как у современных трамваев.

В 1892 году в Киеве началось трамвайное движение.Строил его инженер А.Е. Струве.

В Санкт-Петербурге (1894 г.) ходил ледовый трамвай, потому, что шпалы и рельсы для него прокладывали прямо на замерзшую Неву.

В 1896 году между английскими городами Брайтон и Роттингдин начало курсировать необычное транспортное средство под названием Daddy Long Legs — помесь трамвая и парома.

В Москве первые трамваи появились в 1899 году.

В Петербурге первые трамваи появились лишь в 1907 году.

Во Франкфурте-на Майне с 1960 года действует детский трамвай.

Д анное средство передвижения стало по-настоящему удобным лишь в 1852 году. Именно в это время французский изобретатель Альфонс Луба создал специальные рельсы, которые утапливались в полотно дороги.

К рылатое выражение «метр с кепкой» ведёт своё происхождение также из трамваев. Проезд на трамвае раньше был бесплатен для детей, однако бесплатный проезд для детей существовал не по возрасту, а по росту. Бесплатно могли ездить дети, рост которых был меньше 1 метра. Из-за возникновения споров относительно того, каких детей следует считать маленькими, было принято решение провести в вагонах при входе горизонтальные линии на высоте одного метра. Дети, которые имели рост ниже данной черты, считались маленькими; если рост выше данной черты — проезд был уже платным. Не желающие платить за проезд родители заявляли кондуктору, что рост их ребёнка меньше метра, но визуально кажется большим за счёт головного убора. Отсюда и пошло выражение «метр с кепкой».

Р язанский трамвай — единственная трамвайная система в бывшем СССР, открытая в городе на 14 лет позже троллейбуса.

П ервым изобретателем электрического трамвая стал Фёдор Пироцкий. Именно Пироцкому в 1880 году удалось успешно продемонстрировать первый в России вагон конки на электрической тяге.

П ервым прототипом трамвая стала так называемая конка. Она представляла собой закрытый или открытый экипаж, который тянула за собой по специальной железной дороге пара лошадей. Самые первые конки появились ещё в 1828 году в Америке.

Р ига и Даугавпилс, единственные города бывшего СССР, где у трамвая штанговый токоприёмник.

Т рамвай Ростова-на-Дону - единственный в СНГ имеет европейскую колею Стефенсона (1435 мм), а трамваи Калининграда, Пятигорска, Львова, Винницы, Евпатории, Житомира и Молочного - узкую колею (1000 мм).

Материал использован с сайтов:

Для большинства современных жителей трамвай является каким-то гостем из прошлого. Однако для наших стран такой взгляд еще относительно верен, а вот в Европе и Америке трамвай получил вторую жизнь. И это несмотря на то, что этот вид городского транспорта является одним из самых старых. Подумать только, ведь самая старая из действующих трамвайных линий появилась еще в 1881 году в Берлине.

По окончании Второй мировой войны этот транспорт впал в кризис. Дело в том, что повсеместно стали использовать автомобили. Вот и стали постепенно убирать трамвайные линии во многих городах. Однако в конце XX века человечество озаботилось экологией, да и вечные пробки уже надоели. Люди снова вспомнили о трамваях, буквально воскресив этот транспорт.

В итоге сегодня это городское средство передвижения всего лишь за год в некоторых городах перевозят сотни миллионов человек. Есть города, где никогда раньше и не было трамваев, но в начале XXI столетия они тут появились. Классическим примером может считаться Дублин, где первая подобная линия появилась лишь в 2004 году. Но в мире есть несколько довольно необычных трамвайных маршрутов со своей уникальной историей и головокружительными событиями вокруг них. Расскажем о них поподробнее.

Самая крутая трамвайная линия (Австрия). Этот маршрут находится в Пёстлингбергбане. Город уже более ста лет является популярным туристическим местом. Находится он на холме с таким же названием, откуда открывается изумительный вид на окрестности. Со временем Пёстлингбергбан превратился в район Линца, но когда тут в 1898 году открывалась трамвайная линия, это был самостоятельный населенный пункт. Таким образом маршрут являлся междугородним. Длительность линии составляет 4,1 километр. Это явно не самый длинный маршрут, зато он считается одним из самых крутых. Стоит также упомянуть, что он еще и очень популярен в Австрии, так как из окон открывается живописный вид. Неудивительно, что уже в первые годы своей эксплуатации линия полностью окупилась. Мировые войны не смогли помешать росту числа пассажиров. Сегодня же трамвайная линия Пёстлингбергбана за год перевозит около полумиллиона человек. Старый трамвайный парк недавно обновили, тем не менее современные вагоны были стилизованы под ретро. Теперь они выглядят совсем как их старинные собратья, идеально вписываясь в живописный австрийский вид. Поездка в одну сторону для взрослого обойдется в 3,4 евро, а для ребенка вдвое дешевле.

Канатный трамвай Сан-Франциско (США). Прокатиться на таком необычном трамвае стоит 6 долларов для взрослого и 3 доллара для льготников. Можно приобрести за 14 долларов и проездной на весь день. У канатного трамвая в Сан-Франциско довольно долгая и драматичная история. Его работа началась в 1873 году. Благодаря канатной тяге трамвай научился преодолевать крутые спуски и технологии, которыми так славен город. А вот экономические и природные катаклизмы навредили ему довольно сильно. После землетрясения 1906 года этот транспорт вообще решили ликвидировать, затем последовал "трамвайный геноцид" 20-30-х, когда по всей Америке в моду вошли автобусы. В 1947 году мэр Сан-Франциско снова поднял вопрос о закрытии трамвая. Однако в итоге инициатива должностного лица не понравилась горожанам. На специальном референдуме люди высказались за сохранение системы канатного трамвая. В начале 50-х ы пути были глобально реконструированы. С тех пор канатный трамвай уже никто не пытался закрывать. В итоге он уже стал визиткой города и одной из его достопримечательностей. Сеть состоит из трех линий, а подвижной состав является аутентичным. В итоге вагончики выглядят сегодня точно так же, как и столетие назад. Сегодня канатный трамвай Сан-Франциско внесен в Национальный реестр памятников истории страны. За это его знают не только в США, но и во всем мире.

Токийский трамвай линии Тоден Аракава (Япония). Проезд для взрослых тут стоит 2 доллара, а для детей - 1 доллар. Было время, когда столица Японии была пронизана трамвайными линиями, как паутиной. В начале прошлого века нельзя было представить себе Токио без трамваев. Но к нынешним дням в городе остались все две линии - Тоден Аракава и Тэйко Сатага. При этом последняя лишь номинально считается трамвайной. В суперсовременном городе куда более популярны метро, автобусы и такси. Но каким-то образом и Тоден Аракава нашла себе место в бурлящем мегаполисе. Первые участки этого маршрута были построены еще в 1913 году, в начале периода Тайсё. До 1974 года трамвай был собственностью компании The Oji Electric Tram, но затем его выкупило Токийское транспортное бюро. Та сделка фактически спасла этот городской транспорт от уничтожения. Сегодня длина линии составляет 12,2 километров, а проходит она от северной к восточной части столицы. На маршруте 30 станций, некоторые из которые после недавней реконструкции все равно сохранили свой ретростиль. Тем самым напоминается о тех безвозвратно ушедших временах, когда основным транспортом Токио был трамвай.

Волгоградский метротрам (Россия). Поездка тут обойдется в 10 рублей. Если спросить любого, что же такого общего между Волгоградом, Веной, Гаагой, Антверпеном и Кривым Рогом, то ответ навряд ли найдется. Между тем роднит их подземный трамвай. Его маршрут частично проходит над поверхностью земли, а частично - под ней. Такой уникальной системы нет нигде больше в нашей стране. У метротрама в городе есть свое официальное название - Волгоградский скоростной трамвай. А открылся он еще в 1984 году. Последний участок маршрута открылся совсем недавно, объединив станции "Пионерская" и "Ельшанка". Сегодня длина всех путей составляет 17,3 километра. Метротрам состоит из 22 станций на 22 линий. При этом они все находятся с одной стороны. Оказалось, что не так легко найти трамваи, которые имеют двустороннее расположение дверей. Практически все вагоны снабжены выходами только с одной стороны, правой. Но это довольно неудобно, так как на тех участках маршрута, что пролегают под землей, движение левостороннее. Выход был найден просто - туннели поменялись местами без прямого пересечения в начале подземных участков. Эта хитрая система смогла компенсировать то, что с левой стороны нет вагонов.

Гонконгский трамвай-даблдекер (Китай). Проезд в этом транспорте обойдется около 30 центов для взрослого, а для ребенка вдвое дешевле. А вот тур на старинном трамвае будет стоить 100-200 долларов. Этот транспорт прочно вошел в жизнь Гонконга еще в 1904 году. Не помешала его существованию и японская оккупация в ходе Второй мировой войны. Сегодня на улицах бывшей английской колонии можно встретить исключительно двухэтажные вагончики. Это делает трамвайную систему острова-города довольно необычной. Даблдекеры никак нельзя считать быстрым видом общественно транспорта, но все равно им есть место в бешеном ритме жизни азиатского мегаполиса. За день трамваи перевозят около четверти миллиона человек, при этом общая длина всех линий составляет 30 километров. Необычные вагоны популярны не только у местных жителей, но и у туристов. Неслучайно специально для гостей Гонконга транспортный оператор создал специальные экскурсионные туры на старинных трамваях. Особенно зрелищно такое путешествие после захода солнца, ведь улицы мегаполиса начинают светиться множеством ярких огней.

Александрийский трамвай (Египет). Уникальность этого трамвая в том, что тут есть вагоны исключительно для женщин. Проезд тут стоит от 4 до 16 центов. Трамвай Александрии является самым старым в Африке и одним из самых возрастных вообще в мире. Первый городской маршрут открылся еще в начале 1860-х, а первые электрические вагоны появились на улицах в 1902 году. Сегодня по городу проложено две линии, на которых расположились 38 станций. Общая же длина всех путей - 38 километров. Александрийская система является одной из трех в мире, где используются двухэтажные трамваи, даблдекеры. Эти вагончики окрашены в синий цвет, они на городских улицах мирно соседствуют со своими одноэтажными желтыми собратьями. Именно на трамвае можно удобно, дешево и безопасно ознакомиться с достопримечательностями Александрии. Ведь дорожное движение здесь весьма неспокойное. Выбирая же себе место поудобнее в трамвае, нельзя забывать особенности Египта. Здесь первый вагон предназначен только для женщин. Если же вагонов три, то для мужчин поездка в среднем будет запрещена.

Трамвай "Санта-Тереза" на акведуке (Рио-де-Жанейро, Бразилия). Сейчас эта линия реконструируется, так что стоимость проезда неизвестна. Чуть боле ста лет назад Санта-Тереза являлась довольно престижным пригородом Рио. С 1896 года отсюда до центра города карнавалов стал ходить электрический трамвай. За более чем за столетие своего существования маршрут успел прославиться не только в Бразилии, но и в остальной Латинской Америке. Настоящей жемчужиной того трамвайного пути является знаменитый акведук Кариока. Его построили еще в XVIII веке. Через него пролегли трамвайные рельсы, что только усилило интерес к нему туристов. Только вот значительно повредил репутации трамвайной ветки несчастный случай, произошедший тут в августе 2011 года. Тогда один из трамваев сошел с рельсов и перевернулся. В результате той катастрофы погибло 6 человек, а еще 50 получило ранения. Расследование затянулось на месяц, зато оно выявило серьезные системные недочеты. Для их устранения и была затеяна глобальная реконструкция всей линии, которая должна закончиться к концу 2012 года. Примером для нее станут трамваи Лиссабона. Планируется, что каждый новый трамвай на линии "Санта-Тереза" должен будет получить электронную систему продажи билетов. Это позволит избежать давки в вагонах. Также в каждом составе будет установлен модуль спутникового слежения, что снизит риск аварий.

Одесский трамвай - герой анекдотов (Украина). Казалось бы, чего удивительного в Одесском трамвае? Он открылся в 1910 году и самым старым не является. Нет у самих трамваев ни и особых красот, ни технологичных решений. Внешне этот транспорт мало чем отличается от того, что бегает по рельсам во многих других городах бывшего СССР. Уникальность кроется в самом словосочетании "одесский трамвай". Можно с уверенностью сказать, что про него сочинено анекдотов, баек и шуток, больше, чем любой другой транспорт. Неслучайно Одесса считается мировой столицей юмора. Как же могли горожане обойти вниманием такое незаурядное явление, как трамвай? Его в итоге можно встретить в книгах Ильфа и Петрова, Бабеля и Жванецкого. Поездка в Одессе на трамвае превращается погружением в легенду и в ту самую неповторимую городскую атмосферу. Именно ею Одесса и славится. Путешествие на трамвае заодно позволит ознакомиться с городскими достопримечательностями. Но следить при этом надо за каждым своим словом, иначе можно превратиться в участника нового анекдота. Поездка же на трамвае стоит 1,5 гривны, что составляет около 20 центов.

Мельбурнский трамвай (Австралия). Эта трамвайная сеть на сегодня является самой крупной в мире. В пределах одной зоны можно ездить 2 часа за 4,3 доллара, а льготный билет стоит 2,8 доллара. Дневной абонемент на одну зону стоит 8,2 доллара, а льготный - 4,3 доллара. Трамвай в Мельбурне захватил первенство совсем недавно, до этого лидером являлся Санкт-Петербург. В австралийском городе суммарная длина всех путей составляет 250 километров. Тут есть 28 маршрутов, на которых расположено 1773 остановок. Всего на маршрут выходит 487 трамваев, которые ежегодно перевозят 180 миллионов человек. В столице штата Виктория впервые этот транспорт появился в 1885 году, при этом с 1906 года тут появились уже электрические составы. Сегодня Мельбурн уже невозможно представить без трамваев. Это и главный городской общественный транспорт, и основная туристическая достопримечательность. Интересно, что на маршруты наравне с новейшими вагончиками выходят и старинные образцы, выполненные 60 и более лет назад. Чтобы еще больше привлечь туристов, кольцевой маршрут №35, идущий вокруг делового центра, сделали вообще бесплатным. Есть в Мельбурне и уникальный трамвай, который представляет собой ресторан на колесах. В нем любой желающий может перекусить во время своей поездки, любуясь городскими пейзажами.

Трамвай для узких крутых улиц (Лиссабон, Португалия). Билет в один конец стоит тут 2,85 евро, а приобрести его можно внутри трамвая. Внешний вид города просто кричит о том, что тут трамвайно сети не место. Ведь Лиссабон славится своими извилистыми улочками и крайне крутыми подъемами и спусками. Тем не менее город уже больше века доказывает обратное. С 1873 года по его улицам стала ходить конка, а в 1901 году появился тут и электрический трамвай. Специфика столицы Португалии была изучена инженерами. Специально для Лиссабона были разработаны особы вагоны. Они находятся в строю до сих пор. Сами вагоны четырехколесные. В задней и передней части установлены специальные противовесы. Они помогают "сгладить" крутую местность. В итоге трамвай движется довольно медленно, но зато и безопасно. Да и к чему спешить? Ведь такой ритм вполне соответствует самому городу. Сегодня в Лиссабоне действует 5 трамвайных маршрутов. Самый известный из них - №28, который связывает между собой районы Эштрела и Алфама. Поездка этим маршрутом лучше всего позволяет окунуться с головой в мир никуда не спешащего Лиссабона.

Иерусалимский скоростной пуленепробиваемый трамвай (Израиль). Проезд в трамвае Иерусалима обойдется в 1,8 для обычных пассажиров и вдвое дешевле для льготных категорий. Эта линия является одной из самых молодых в мире. Официально она открылась только 19 августа 2011 года, связав гору Герцля и район Неве-Яаков. Длина маршрута составляет 13,8 километров, но ее планируют увеличить до 24 километров. Линия проходит практически через весь в город, пересекая в том числе и спорные территории. Специально для этого городского трамвая в Иерусалиме был возведен подвесной мост Арфа Давида. Сантьяго Калатрава смог создать подлинный шедевр современной архитектуры и инженерии. Вагоны и локомотивы были закуплены во Франции. В результате городской трамвай мало чем отличается от того, что можно увидеть в Европе. А вот внутреннее убранство совсем другое, учитывается местная специфика. Так, двери вагонов сделаны пуленепробиваемыми, а двигатели расположены внутри особого кожуха. Он оберегает сердце трамвая от взрывных устройств. Остановок на маршруте 23, каждая из них объявляется с учетом местной специфики сразу на трех языках - иврите, арабском и английском.

Калькуттский трамвай (Индия). Трамвай в Калькутте является одним из символов английского пребывания и владычества тут. Проезд стоит 0,6-0,1 доллар и зависит от класса вагона и от расстояния. Желающим прокатиться на этих памятниках английского могущества надо помнить, что вагоны бывают разными, отличаясь не только классом, но и количеством пассажиров. Когда-то давно трамваи ездили по улицам Нью-Дели, Мумбаи, Патны и других городов. Но на сегодня лишь в Калькутте сохранился этот вид транспорта. При этом он довольно развит - в городе существует 29 линий. Первые трамваи появились тут в 1880 году. Они ходили или на паровой тяге, или являлись обычными конками. В 1902 году в Калькутте появился и первый электрический трамвай, который стал первым такого рода вообще во всей Азии. Тот подвижной состав, который до сих пор используется Калькуттской трамвайной компанией, был закуплен в Великобритании еще до момента обретения Индии независимости. Вагоны являются полностью аутентичными, что послужило причиной их сильного износа. В итоге с середины 1990-х на многих маршрутах вместо трамваев появились автобусы. Некоторые линии были либо вообще закрыты, либо стали реконструироваться. Хотя у трамвая в Калькутте и немало проблем, из города он в ближайшее время исчезнет едва ли.